Масс-медиа Центр Проблемы совр. экономики РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС |
Аренда квартир АН АББАТ |
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 146(2296), 10 августа 2000
|
Первый парень... на гармошке
Максим НЕКРАСОВ _ уникальный джазовый музыкант, играющий на губной гармошке. Если это сочетание кажется странным, то лишь потому, что вам еще не посчастливилось побывать на вечере молодого музыканта и его ансамбля. Максиму всего двадцать с небольшим, но он уже не только блестяще владеет классикой джаза, но и создает собственные композиции и даже вариации на темы русских народных песен. Именно после одного из таких концертов в Джаз-филармоник холле с ним встретился наш корреспондент Роман ГЕРАСИМОВ.
_ Максим, почему именно губная гармошка?
_ Это судьба, это рок, это фатум. Это случилось само собой, она меня спасла как музыканта, потому что я уже хотел завязывать с музыкой и уже занимался "завязыванием", когда меня позвали подработать, поиграть на пианоле. Я ею вовсе не владел, не то что джазовым роялем. Мне сказали: "Ты просто понажимай какие-нибудь кнопки". А у меня с собой была губная гармошка, и я предпочел попробовать извлечь какие-нибудь звуки из нее. И... пошло и поехало.
_ Где ты учился?
_ Сначала Хоровое училище имени Глинки, потом я поступил на дирижерско-хоровое отделение в Академию культуры, а позже перевелся на эстрадное отделение, по классу губной гармошки.
_ Неужели существует такой класс?
_ В общем нет, но его сделали специально для меня. И теперь у меня будет диплом, в котором так и будет записано: "специальность _ губная гармошка".
_ А что было до музыкального образования?
_ Да мне все детство дарили губные гармошки. И даже когда как-то пришла гуманитарная помощь, прислали _ немецкую губную гармошку.
_ Гармошки бывают только немецкие?
_ Нет, есть еще японские, китайские и американские, но немецкие самые доступные, массовые, легко доставаемые. Дело в том, что на губных гармошках играть можно два-три месяца, потом их надо выкидывать, они выходят из строя. Может быть, вся сложность состоит в том, что необходимо обзаводиться новым инструментом каждые два-три месяца.
_ Максим, какова роль губной гармошки в джазе?
_ То ли это экзотика, то ли... Специальных нот нет. И даже у классика губной гармошки _ бельгийца Тутса Тилеманса ноты от разных инструментов. Сейчас на гармошке играет не более десяти человек во всем мире, а перед войной губная гармошка была очень распространена. В Вене, например, серьезно обучали игре на губной гармошке. Есть масса блюзов, которые исполняются на губной гармошке. Кроме того, был Ларри Адлер _ довольно известный музыкант, который начал играть еще при Гершвине... Возможно, губная гармошка не получила широкого распространения потому, что ее действительно трудно освоить.
_ Максим, где тебе интересно играть в Петербурге?
_ Я играю в разных клубах. Интересно то, что каждый раз играешь, как правило, с разными составами и каждый раз получается новая музыка.
Это необычно.
Недавно был джазовый фестиваль "Свинг белой ночи" здесь, в Петербурге. Мы играли в Джазовой филармонии, в Михайловском саду и некоторых других местах. Этот фестиваль уже знают, любят, ценят. Также мы послали кассеты с нашими записями на один крупный конкурс в Бельгию, для участия в котором нас рекомендовал Давид Семенович Голощекин. На кассетах кроме моих оригинальных композиций записана обработка русской народной песни "Лебедушка", использованной Мусоргским в опере "Хованщина".
_ Ты уже окончательно сделал выбор, играя на губной гармошке?
_ Да, я нашел свое. С гармошкой не соскучишься. Она хороша тем, что инструмент до конца еще не изучен, не познан. Есть масса того, что еще не освоено. Каждый концерт _ это какое-то открытие для тебя самого.
Когда я думаю про себя, пропеваю какие-то фразы, то у меня в голове губная гармошка почти никогда не звучит. В основном это саксофон, фортепиано. Пока мне еще трудно привыкнуть к гармошке.
_ Гармошка _ это сольный инструмент?
_ Да, это только соло. Она не может быть аккомпанирующим инструментом в джазе.
_ Она как-то меняет музыканта?
_ Наверное. Гармошка организует, добавляет ответственности. Ты должен выходить и, играя с командой, играть так, как будто ты один.
Словно рядом никого нет. При этом ты, конечно, взаимодействуешь _ незаметно. Но, если я играю соло, то я играю соло.