Масс-медиа Центр
Проблемы совр. экономики
Исламское страхование
РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС
Потреб. общество АльтернативА

Аренда квартир
АН АББАТ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 146(2296), 10 августа 2000
SPb Ved gerb

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ" страница
Отдел Права РАЗМЕТКА К ПРОИЗВОДСТВУ: Автор Михаил Рутман В номер на Готовил Полоса Файл Z:\TEXT\PRAVO\RYTMAN\MIR2.DOC Дата ВИЗЫ: Зав. отделом Время Нач. юр. службы Наборщик Ольга Леонтьева 1-й зам. отв. секр.

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ: Зам. гл. ред.

на полосе не позднее Ред. номера Куда уходит наш корабль?

Олицетворение морской славы России _ парусник "Мир" с честью несет по морям и странам герб Санкт-Петербурга. Но для родного города он _ лишь бедный родственник Мы открываем Америку...

В столице Бермудских островов Гамильтоне "Миру" вручили специальный приз "За упорство в подготовке к следующему этапу". Фешенебельный курорт, "кусочек рая на земле", наших моряков потряс: необыкновенной красоты природа, идеально прозрачная вода, диковинные рыбы. К тому же _ сказочное гостеприимство. Курсантов разобрали по семьям, кормили и поили, одаривали подарками. По полной программе шли спортивные соревнования, в которых "Мир" традиционно был одним из лучших. На этом регата сделала месячный перерыв. Парусники разошлись с представительскими визитами по Соединенным Штатам Америки.

В программе "Мира" первым значился Норфолк _ крупная военно-морская база, где самым ярким впечатлением моряков была экскурсия на авианосец "Батаан". Потом _ крошечный курортный городок Уилмингтон. За ним _ Гринпорт, в 80 милях от Нью-Йорка. Там наши с парусником пути и пересеклись.

По поводу того, с каких населенных пунктов начинать для наших мальчишек открытие Америки, можно было бы и поспорить. Есть, прямо скажем, в этой стране города и побольше, и поинтереснее. Но если предположить, что организаторы "ознакомительного тура" имели своей целью открыть простой трудовой Америке далекую, неведомую Россию, то лучший способ, как оказалось, придумать они могли бы вряд ли. В гигантском мегаполисе Нью-Йорке, к примеру, "Мир" просто никто бы не заметил. А для крошечного _ 2100 человек населения! _ Гринпорта его визит стал событием просто эпохальным. За всю историю этого городка русское судно зашло в его гавань впервые!

У причала, откуда катер возил на "Мир" экскурсантов, люди стояли в очереди по два часа. Здесь был не только весь Гринпорт, а все окрестные городки, деревушки и фермы. Курсантов снова разобрали по семьям, откуда они возвратились в восторге. А принимавшие их хозяева, в свою очередь, один за другим шли к капитану: "Какие замечательные у вас ребята!" Мэр городка Дэвид Капелл сделал нашим мальчишкам поистине царский подарок: на несколько часов отдал в их распоряжение все телефоны мэрии, разрешив без ограничения времени звонить домой, в Россию. Потом организовал и оплатил не запланированную ранее экскурсию в Нью-Йорк для 50 курсантов.

А накануне отбытия состоялся капитанский прием. На зеленой полянке местного яхт-клуба (объединившего, как выяснилось, людей весьма состоятельных, в том числе и из самого Нью-Йорка) под большим шатром в промежутках между поеданием разных вкусностей руководство городка и местные финансовые воротилы признавались в самых нежных чувствах к нашему паруснику. А в конце вечера торжественно вручили капитану большой диплом, свидетельствующий о том, что отныне он и все члены команды "Мира" являются почетными гражданами Гринпорта.

Но самый удивительный подарок судьба приберегла напоследок. Когда "Мир" уже собрался покидать гостеприимную бухту, выяснилось, что в его якорной цепи запутался огромный адмиралтейский якорь вековой давности.

Гринпорт будто не хотел отпускать наш парусник! "Спасательная" операция, проводимая при помощи специально пригнанного понтона с подъемным краном, завершилась поздно вечером. "Мир" взял курс в открытое море, а якорь наверняка займет место в историческом музее города.

...А Америка открывает нас В Рокланд, небольшой городок в штате Мэн, парусник прибыл накануне национального праздника Соединенных Штатов _ Дня независимости. По сему поводу в соседнем "районном центре" Томастоне состоялся торжественный парад. Ответственностью и фантазией, с которой провинциалы подошли к данному мероприятию, можно было только восхищаться. Растянувшуюся на несколько километров колонну возглавили пожарные машины. Потом шли представители местной тюрьмы, за ними _ полиция. А дальше _ ряженые и клоуны, фантастические чудовища и старинные автомобили, оркестр "шотландских гвардейцев" и оркестры местных колледжей. На шикарном лимузине ехала тамошняя королева красоты, на маленьком тракторе _ некий "независимый кандидат", на машинках-багги, роликовых коньках и крошечных велосипедиках _ преисполненные достоинства мальчики и девочки.

Участвовать в параде пригласили и наших курсантов. Как всегда, колонну возглавляли два знаменосца, а за ними восемь человек несли на вытянутых руках российский стяг. И тут произошло неожиданное. Из окружавшей дорогу толпы на полотнище посыпались металлические деньги. Курсанты, в первый момент оторопевшие, стали возмущенно сбрасывать монеты на землю. Но их не поняли _ и денежный дождь полился с новой силой... Потом организаторы праздника приходили с извинениями: бросать на горизонтальное полотнище деньги _ местная традиция. А то, что это национальный флаг великой страны, увы, никто не понял...

Блеснул Рокланд и еще одной своей достопримечательностью _ лобстерами, неофициальной мировой столицей которых он, как оказалось, и является. Ракообразных этих гигантов, сваренных, как полагается, живьем, подавали на специально организованном для русских гостей лобстер-пати (вечеринке). Выяснилось, что заморская диковинка по вкусу ничем не отличается от отечественных раков. Вот только пивом почему-то у американцев их запивать не принято.

А в последний день _ гвоздь программы: делегация курсантов и преподавателей с "Мира" поехала в гости в морскую академию штата Мэн _ "родную сестру" нашей Макаровки. Учебное судно академии "State of Main", на котором и доставили делегацию, побывало в гостях у нас в Питере уже четырежды. А вот наш нынешний ответный визит оказался первым.

Кстати, "State of Main" _ бывшее судно ЦРУ, следившее за подводными лодками. Разумеется, в основном за советскими. Когда надобность в этом отпала, секретную аппаратуру демонтировали, а на ее месте оборудовали учебные классы. А огромные шахты, где располагались мощные подводные радары, так и вообще остались пустыми. Вопрос наших моряков, почему бы не использовать их для перевозки грузов, американцев слегка озадачил. Любая коммерческая деятельность на учебном судне запрещена.

Его годовой бюджет _ 2,8 миллиона долларов _ частично (1 миллион) оплачивает государство, остальные расходы несет академия. (Для сравнения: наш "Мир" требует 3,5 тысячи долларов в сутки _ потребности сопоставимые с американскими. Но государство оплачивает лишь рублевую зарплату морякам _ это такие копейки, о которых даже стыдно говорить. Остальное "Мир" зарабатывает сам.) Сама академия _ уютный, утопающий в зелени учебный городок. Вопреки ожиданиям, однако, учебная база наших курсантов не потрясла. Оказалось, к примеру, что тренажер, которым собрались их сразить хозяева, гораздо хуже, чем в Макаровке. Условия жизни, конечно, получше, но ненамного. Но что действительно сразило _ это гигантский спортзал, стадион с искусственным покрытием и великолепный бассейн _ купайся сколько хочешь. Зависть вызвала и библиотека, где все книги переведены в электронные файлы. "Объяснил" компьютеру, какие сведения хочешь найти _ и тут же тебе на экране номер полки, том, страница...

Обратно с нами ехали семь американских курсантов. Им предстояло пройти на "Мире" четыре дня _ до Бостона. Они жили в одних кубриках с нашими курсантами, таскали с ними веревки, залезали на мачты. В конце пути я собрал этих ребят и попросил поделиться впечатлениями. От восторга они даже сразу не смогли найти нужных слов. Открытая ими "Россия под парусами" их просто потрясла.

_ Именно такой должна была бы быть жизнь... _ волнуясь, сказал один из них.

Официальные же контакты с американцами расширил и углубил специально прибывший в академию начальник Макаровки Иван Иванович Костылев. Как он сообщил, в результате его визита достигнута предварительная договоренность об обмене курсантами и регулярных совместных практиках. Обещали заокеанские коллеги помочь нашей академии и с учебными пособиями по английскому языку. Необходимость знания которого, кстати, в этом плавании наши ребята почувствовали особенно остро.

В чужом пиру На бостонском рейде оживленно. После месячной разлуки снова собрались вместе парусники _ участники трансатлантической гонки. Ни много ни мало _ 147 судов из 11 стран. Заняли каждое свое строго отведенное место, а утром 11 июля подняли паруса и заранее оговоренным порядком двинулись к Бостону. Встреча превзошла все ожидания. По "обочинам" фарватера на протяжении нескольких километров _ тысячи яхт, лодок и катеров (потом газеты сообщат точную цифру _ их было 3200). На берегах, еще далеко до подхода к городу, толпы людей (опять же, как свидетельствует пресса, парад парусов пришли смотреть 1,2 миллиона человек!). В небе трещат вертолеты, кружат самолеты с приветственными плакатами, парят два огромных дирижабля. Радостно гудят яхты сопровождения, гремят орудийные залпы...

Так "поставить на уши" миллионный город _ это надо постараться!

Оказалось, что мощная подготовительная кампания здесь велась уже год.

К гигантскому наплыву туристов (а их, как сообщают, прибыло аж 4 миллиона) готовились все: владельцы магазинов, гостиниц, кафе и ресторанов, организаторы круизов на теплоходах и катерах, полиция, транспортные службы, сотрудники одного из крупнейших в мире бостонского аэропорта. Грандиозный фестиваль длился 10 дней, начавшись до нашего прибытия и закончившись спустя 4 дня после него. Все это время разноплеменное "воинство" вовсю веселилось, пило, ело, швыряло доллары в шопах, подчистую сметая тысячи заранее заготовленных сувениров, маек с эмблемами, значков и прочего. Практичные американцы посчитали: за эти дни город получил 120 миллионов долларов дохода!

Глядя на этот пир бизнеса, о своем родном Питере думалось с грустью. Четыре года назад мы принимали на своих берегах престижнейшую регату "Катти Сарк". Сколько город заработал на ней? Пусть меня поправят люди осведомленные, но по моим сведениям _ нисколько. В 2003 году "Катти Сарк" придет к нам снова. Специально выяснил по приезде, есть ли по этому поводу хоть какие-нибудь предварительные наметки, планы.

Как и предполагал, никаких. Конечно, время еще есть. Но при нашем опыте проведения подобного рода мероприятий думать надо начинать уже сейчас. Может, в тот же Бостон съездить поучиться...

А в том, что к нам _ только свистни, только организуй по-нормальному _ слетятся люди со всего света, можно не сомневаться. Достаточно видеть, с каким терпением они стояли в очереди, чтобы попасть на наш "Мир". С какой жадностью расспрашивали курсантов о России, о Петербурге! Загадочная, экзотическая страна, которой вчера еще пугали, как агрессором с ядерной бомбой в руках, _ а какие славные, приветливые мальчишки! Какой красивый парусник!

А "посланец" все-таки плывет!

Официальный представитель города на "Мире" _ 73-летний Алексей Алексеевич Орлов. Бывший подводник, капитан первого ранга в отставке, мастер на все руки. Он "заведует" небольшой выставкой-"гармошкой", которую устанавливает на палубе в каждом порту. На двух языках экспозиция вкратце рассказывает о Петербурге, его прошлом и настоящем. Как выяснилось уже в рейсе, "гармошка" предназначалась лишь для закрытых помещений _ от ветра и качки хлипкая конструкция буквально посыпалась.

Алексей Алексеевич терпеливо чинит ее и устанавливает вновь. А после торнадо, в который судно попало в Норфолке, он собирал выставку из кусочков две недели...

Интерес к экспозиции постоянный. Орлов тут же _ дает комментарии, отвечает на вопросы (правда, с английским у него не очень, зато пофранцузски _ почти свободно). Тому, кто дочитает текст до половины, дает приз _ красочный буклет о Петербурге.

Больше, увы, великий город на "Мире" ничем о себе не напоминает.

А планов ведь было громадье. Намечалась и встреча с американскими сенаторами на борту, говорили и о культурных программах. Все пошло прахом _ некогда, нет денег, не до того... Между тем деньги здесь можно было бы, наоборот, заработать. Значки, открытки, брошюры о Питере, реклама предприятий и туристских фирм _ только успевай считать доллары. В комитете по внешним связям поинтересовался, возможно ли организовать торговлю на борту или рядом. Очень сложно, вздохнули там. Замучаешься с разрешениями и согласованиями, разорят налоги. А рекламу размещать предлагали многим _ никто не захотел...

Но свято место пусто не бывает. Два бойких паренька, представители русской диаспоры Бостона (а может, и залетные, кто знает), которым не нужно ничего согласовывать, развернули на кипящей народом фестивальной набережной небольшой прилавок. Лихо заломив на затылки бескозырки, торгуют российскими значками с морской символикой, кокардами, шевронами и другой атрибутикой. При этом представляются... людьми с "Мира". От покупателей, разумеется, нет отбоя. Можно не сомневаться: за 10 дней на нашей морской славе по автомобилю ребята себе заработали.

И только мы, похоже, славы своей не ценим и не бережем. В октябре "Мир" вернется в город _ скорее всего, снова бедным родственником. Ни своего причала, ни помощи, ни очередей восторженных поклонников. Все это останется там, на Западе...

Сейчас парусник _ где-то на просторах Атлантики. Кстати, на судне нет опреснительной установки (стоит она 50 тысяч долларов), и, как всегда на дальнем переходе, там введен жесткий режим экономии воды: закрыты души, умывание только два раза в день...

К сведению непосвященных: в декабре "Миру" исполняется 13 лет. По всем морским законам, уже три года назад он должен был пройти капремонт. Но денег на это нет ни у кого. И потому не исключено, что красавец-парусник, носящий гордое имя "Посланец Санкт-Петербурга в 2003 год", в том самом 2003 году представлять Петербург уже не сможет. Нигде.

Михаил РУТМАН,наш специальный корреспондент Гринпорт _ Рокланд _ Бостон _ Санкт-Петербург На фото: 1. арад в честь празднования дня независимости в Томастоне. 2. Парад экипажей в Бостоне. Идет экипаж голландского парусника "Европа"

Фото автора


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]