[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 50(10), 29 марта 2000
SPb Ved gerb

Куколка Устинья удержит жениха
_ Взгляните на нарядную куклу Устинью. Она из соломы. Такие в прежние времена мастерили девчата в вятских и вологодских деревнях. Устинья не игрушка, а кукла знаковая, вроде черной меты. Она для парня, который загулялся с невестой, а жениться не хочет. Вот тогда-то ему и подбрасывали на порог Устинью.

Не внял намеку молодец _ тогда его ждало наказание: женская община подкарауливала такого жениха, запрягала его в борону либо привязывала к нему огромное сучковатое полено и гнала по всей деревне. Позор немыслимый. Парень либо женился, либо совсем уходил из родной деревни, _ говорит с улыбкой Ангелина Бобок, а ее черноглазая дочка второклашка Дунечка просто заливается, как колокольчик, от этой истории.

Ей весело, что в дом пришли гости, интересуются куклами, которых столько пошито ее мамой _ целый большой картонный ящик. Девочка помогает доставить их одну за другой, разглаживая пальчиками то узорный сарафан, то расшитый пояс, то поправляя платок или лыковые лапти.

Куклы у Ангелины действительно необыкновенные. В наш век поточного производства мы уже привыкли к вычурной улыбке американской Барби.

А прежде на Руси куклы изготавливались в каждой крестьянской семье. И в эти куклы не только играли, выполняли они еще одну роль _ оберегали малышей от дурного глаза, злых духов и других лихих напастей. Куклы воспитывали. Девочка, обряжая игрушку, учила припевки, присказки, песни, которые обязательно должна была знать в невестах, чтобы все было по-людски, по обычаю на свадебном спектакле. Ведь деревенская свадьба _ это, по сути, представление, где у каждого из действующих лиц свои роли.

_ Из лыка, соломы, льна, косточек, птичьих перьев делались такие куклы. Их обряжали в платья и сарафаны, сшитые из старого тряпья да цветных лоскутков. Только поношенная материя шла в дело, потому что новое полотно _ мертвое, оно еще не касалось тела человека. Ведь кукла _ это образ самого человека, а потому она должна нести его тепло, память, _ пояснила нам Ангелина.

Вот кукла из бересты. Это Акань _ бабушка. У ханты, манси и других народов севера женщина, когда становилась бабушкой, скручивала такую куклу, обряжала ее тряпочками из своей изношенной одежды, вкладывала внутрь знак, кого она будет охранять _ внука или внучку, и передавала им. Это означало: она свое отжила, а внуки, принимая такой подарок, должны вести себя хорошо, быть достойными своей бабушки и своего рода.

Ангелина Бобок закончила ЛИСИ в 1981 году, работала специалистом в отделе архитектуры, потом в первой мастерской института "Ленгражданпроект". С рождением дочки в 91-м работу пришлось оставить. Сейчас она живет в Тосно.

Изготовлением этнографических кукол занялась случайно, увидела их у преподавателя Анны Курочкиной, которая и предложила Ангелине тоже приобщиться к этому ремеслу. Она занималась в клубе "Параскева" при Этнографическом музее в Санкт-Петербурге и теперь не может уже себя представить без этой творческой работы. Тосненцы оценили ее уникальные изделия на выставках народного творчества Центра женских инициатив, а петербуржцы _ на выставке "Куклы Параскевы" в Этнографическом музее. А недавно ее "архаичные", как говорит сама Ангелина, куклы увидел и Париж. Более того, две получили там постоянную прописку.

_ Такие куклы особенно ценятся в Германии, _ со знанием дела говорит мастерица. _ Там коллекционеры собирают куклы разных народов. Это же уникальные вещи, многие в единственном экземпляре, в каждой заложен смысл. Мы же у себя на родине больше ценим ширпотреб. Не понимаем своего богатства...

Куклы Ангелины _ ниточка в прошлое, история народа. Знать ее надо, хранить, гордиться и любить. Так и жить интересней.

Николай РАЧКОВ ФОТО Евгения АСТАШЕНКОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]