Масс-медиа Центр
Проблемы совр. экономики
Исламское страхование
РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС
Потреб. общество АльтернативА

Аренда квартир
АН АББАТ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 41(1), 16 марта 2000
SPb Ved gerb

"Не забывайте про меня при жизни"
Творческая судьба полного ровесника великой Победы (он родился 9 мая 1945 года) Виктора Ширали сложилась причудливо, в чем можно усмотреть и подлинную драму, и тонкую иронию, и откровенный сарказм. Виктора, как и других поэтов поколения, справедливо, хотя и несколько неточно именуемого "задержанным", в годы советской власти практически не печатали, но имя его было известно, каждое выступление становилось событием, в друзьях у исключительно одаренного люмпен-интеллигента ходили такие разные "полуноменклатурные" люди, как поэт Андрей Вознесенский, кинорежиссер Отар Иоселиани, мэтр поэтического перевода Татьяна Гнедич... И, разумеется, поэты, художники, музыканты сходного возраста и судьбы, кое-кому из которых _ как, скажем, покойному Сергею Курехину _ суждено было впоследствии прославиться. Виктора Ширали настоящая слава миновала.

Лет двадцать назад ему _ первому в своем поколении _ удалось выпустить собственный сборник, и с этого, строго говоря, начался закат его популярности. Во-первых, сборник был на разных стадиях страшно изуродован цензурой и редактурой _ поклонники Ширали не нашли там его стихов, какими они им запомнились и полюбились. Во-вторых, естественная, но не всегда красивая ревность коллег по поэтическому цеху: один из них всерьез убеждал всех и каждого в том, что сборник Ширали напечатали в порядке провокации _ чтобы показать как слаба "непечатная" поэзия и больше не печатать ее вообще. В-третьих, в поэзии все больше задавали тон политика и политиканство (что расцвело махровым цветом в годы перестройки), а Ширали с его подчеркнуто мужской и однообразно любовной лирикой казался _ или был на самом деле _ уже несколько старомодным. Да и жизненная позиция этакого "жиголо от поэзии" мало-помалу вступала в противоречие с возрастом, который Осип Мандельштам однажды назвал "полупочтенным". Пошла перестройка _ и про Ширали просто напросто забыли.

Нет, последняя мысль излишне одностороння; да и не так плоха, не так однобоко плоха была перестройка. В эти годы стихи Ширали напечатали без купюр, его самого приняли в Союз писателей _ и уж потом о нем забыли, так будет, пожалуй, точнее. И вспомнили о нем один-единственный раз, когда сразу же после его поэтического вечера сгорел Дом писателя. Вспомнили чуть ли не затем, чтобы обвинить в поджоге..

Виктор много и тяжело болеет, а в литературе, в поэзии его словно бы и не существует. А может быть, и впрямь не существует? Может быть, любя и ценя его раннего, должны мы смириться с тем, что в пожилом возрасте он исписался _ или же прекратил писать?

Как бы не так! Передо мной две вышедшие одновременно книги Ширали _ новая книга стихов и сборник прозы. Книги выпущены в авторской редакции на средства друзей поэта в издательстве "РИК КУЛЬТУРА" тиражом в 500 экземпляров каждая. И обе книги, каждая по своему, любопытны и хороши, и в первую очередь это относится, конечно же, к книге поэтической, озаглавленной, правда, безвкусно и претенциозно _ "Долгий плач Виктора Гейдаровича Ширали по Ларисе Олеговне Кузнецовой и прочие имперские страсти", _ но это, пожалуй, ее единственный недостаток. И напротив, в плюс книге следует зачесть прекрасное оформление и, прежде всего, проходящую контрапунктом к поэтическому дневнику души Ширали серию рисунков Елены Мининой.

Молодящийся старик смешон, это знал Пушкин. Прелесть и сила новых стихов Ширали в том, что перед нами _ в русской поэзии, если я не ошибаюсь, впервые, да и мировые аналоги как-то не вспоминаются, _ страстный любовный роман двух немолодых людей, воссозданный одним из них во всех традиционных перипетиях (ревность, разлука, измена и т. д.), но со всеми аксессуарами возраста. У "смуглой леди сонетов" аж внуки, не говоря уж о том, что внуки эти _ в Америке. А еще дочери, невестки, собаки: Ах, в вашем доме путаешься в суках, Одна другой породистее, Но Жить вместе с вами И в теченье суток И вашему младенцу мудрено.

Это, впрочем, стишки шутливые. А есть и страстные. Есть и страшные. Есть и безнадежно горькие. Есть горькие, но вместе с тем не лишенные бравады: "Ширали на тебя опоздал, но он столько других подзамачивал" (это уже адресовано молодой особе). В целом книга читается на одном дыхании _ разве что его то и дело перехватывает. Особенно когда понимаешь, что немолодая "Лаура" покончила с собой.

Сборник прозы "Всякая жизнь" традиционней, хотя даже в своей традиционности невольно соответствует двум модным тенденциям: во-первых, перед нами мемуарные и автобиографические новеллы и микроновеллы, а вовторых, рассказы для детей, печатавшиеся одно время в журнале "Искорка". Что такого модного в рассказах для детей, спросите вы. Моден их опять-таки невольный абсурдизм: "Когда едешь на слоне _ а я люблю охотиться на тигров со слонов... и вдруг хлынет тропический ливень... и не спасут никакие зонты и плащи, то надо взять слона за концы его больших висячих ушей, поднять их вверх и запахнуться ими с головой". Мемуарные рассказы объединяет с детскими удивительно добрая интонация _ удивительно потому, что вообще-то Ширали человек не слишком добрый. Да и не с чего ему слишком добрым быть. Разве что в духе Андрона Кончаловского злоупотребляет автор описаниями своих романтических приключений.

Вот две книги, которых никто не заметил и, боюсь, не заметит. Ни время наше, ни тираж книг, ни загадочная даже для меня дистрибуция (ни разу не видел их в продаже) к иному не располагают. Как и не располагает к иному отчасти добровольная, отчасти вынужденная непринадлежность поэта ко всевозможным тусовкам, кланам и прочим шайкам-лейкам, отечественную словесность не столько развивающим, сколько на ней _ искательно поглядывая на Запад _ паразитирующим. Но разве Виктор в своей нынешней ситуации представляет собой исключение? Разве не таковы же дела у одареннейших Олега Охапкина, Петра Чейгина, Евгения Вензеля? Да и у многих других. Да, их теперь порой издают, но словно бы и в упор не видят. А они стареют, болеют, претерпевают лишения, отлеживаясь _ именно так! отлеживаясь _ разве что в психушках. "Задержанное поколение" остается невостребованным.

"Не забывайте про меня при жизни", _ так озаглавил я эту статью.

Возможно, вы решили, будто перед вами строчка Ширали. Но это не так, хотя могло бы быть и так. Это не поэтическая строчка, а горькое сетование, которое выдохнул Виктор при встрече, даря мне свои книги. А поскольку мы с ним на "ты", то не забывать про него он попросил не меня одного...

Виктор ТОПОРОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]